Красноярский арт-рынок

Культурные запросы жителей миллионного Красноярска неизменно растут. Однако количество художественных галерей в нашем городе легко пересчитать по пальцам одной руки. О ситуации на красноярском арт-рынке куратор проекта «Год живописи» Елена Лукиянчук беседует с владелицей «Арт-галереи Романовых», почетным членом Союза художников России Валентиной Романовой.

Валентина Александровна, расскажите нам «из первых рук» – дождемся ли мы того светлого дня, когда частные арт-галереи будут встречать гостей и покупателей почти на каждой центральной улице, как это происходит в европейских городах, Москве, Санкт-Петербурге?
Людей, которые хотели бы заняться галерейным бизнесом, увлеченных, любящих искусство, хватает и сегодня. Однако слишком много сдерживающих факторов. Первый и главный – отсутствие стартового капитала. Когда я создавала нашу галерею, а было это почти десять лет назад, помещение стоило семь с половиной миллионов рублей, только стены, без ремонта. На один только свет, а для галереи необходим специальный свет – 400 тысяч, светильники в евро и долларах. Оборудование тоже заказывали в Европе: подвесы, тросики, сотни карабинов стоимостью 12 евро, еще полмиллиона ушло на оборудование. И все это в ценах того периода. Кто сегодня позволит себе такое удовольствие? Те люди, у которых эти деньги есть, посчитают расходы и предполагаемые доходы и … откроют пиццерию. Вложения отобьются в течение пяти-десяти лет. Создавать галерею в арендованном помещении – немыслимо, при отсутствующем в Красноярске арт-рынке, окупить аренду невозможно. Как практик, уверяю – это крайне нестабильный бизнес. Продажа в арт-галерее – это скорее прецедент, чем правило. Например, у нас есть периоды, когда целый месяц нет продаж. Причина этой печальной ситуации – отсутствует культура приобретения произведений искусства. Это не привито красноярцам с детства.

Лучше поздно, чем никогда. Возможно ли, прививку любви к прекрасному сделать взрослому человеку? Ведь людей, которые могут позволить себе приобрести подлинные произведения искусства, сегодня достаточно?
Состоятельных людей действительно много. Но хорошие деньги – совсем не гарантия хорошего вкуса. Иногда приходишь в очень состоятельный дом, смотришь издалека на стене – Саврасов и Айвазовский, думаешь с уважением – ого, какой молодец, понимает толк в живописи. Начинаешь подходить – присматриваешься и, о ужас, это даже не постеры, это сложенные из пазлов картины. Оформленные в дорогие «эрмитажные» огромные рамы.

Из книг и фильмов мы знаем, что произведения искусства – это не только эстетическое наслаждение, но и разумное вложение капитала. Применимо к красноярскому рынку это справедливо? 
Для многих платежеспособных людей – тайна, что предметы искусства, и картины, и, например, бронза никогда не падают в цене. Никогда. Например, человек несколько лет назад купил у меня потрясающую бронзовую работу условно за два рубля, сегодня я бы с удовольствием купила обратно за три с половиной рубля. И знаю точно, что есть люди которые купят ее за шесть рублей. А дорогой автомобиль, купленный за два миллиона, через три года стоит – полтора.

Через десять – почти ничего не стоит. В отличие от картин. Чудесные работы Юрия Деева, приобретенные нами за тридцать тысяч рублей каждая, сегодня поднялись в цене почти в десять раз. Ни одно вложение в технику, машины и даже квартиры не дает такого прироста. Коллекционирование в Москве – сегодня самый распространенный способ сокрытия доходов. Ведь картины покупаются тет-а-тет, никто не фиксирует сделку. Сегодня в ЦДХ можно купить, например, работы Пластова. За пять миллионов можно стать владельцем потрясающей легендарной картины. И никто не занесет в амбарную книгу твою покупку, ведь всего два человека участвует в сделке. Поэтому степень секретности довольно высока. Москва, Санкт-Петербург и даже Екатеринбург поняли это преимущество, но в Красноярске традиции инвестиций в искусство пока не приживаются.

Большинство людей покупают то, что модно, то, что в тренде. Можно предположить, что возникнет мода на приобретение произведений искусства?
Конечно, мода это – востребованность, понимание актуальности. Среди столичной элиты мода на современное искусство устойчиво выражена. Создать предпосылки для создания этой моды – наша главная задача сегодня. Но формировать моду нужно всем миром, вдохновляясь лучшими примерами. В январе мы обычно ездим на выставку «Арт-Пермь». Проходит она после Нового года, когда денег в карманах населения остается немного, а билет стоит триста рублей. Так очередь в кассы длиной сто пятьдесят метров никогда не уменьшается – люди любят это мероприятие, ждут, готовятся, планируют. Кстати, школьники до обеда проходит бесплатно. Приходят не один раз, изучают выставку по разделам. Думаю, эти школьники даже при отсутствии энтузиазма что-то запомнят и услышат. В Красноярске такой горячей заинтересованности власти и СМИ в сотрудничестве
с частным артсообшеством особо не наблюдается. Я не говорю о финансовой поддержке, ее я не прошу и не просила никогда.
Я говорю о моральной, информационной  поддержке. Нет указаний сверху поддерживать галереи, ведь галерея частная, значит, информационную поддержку должна полу чать за деньги. Но я не рассматриваю галерею как бизнес, она существует десять лет, и у нас всегда бесплатный вход. Такова плата за слово «частная».

Существуют ли в Красноярске частные коллекции живописи, включающие настоящие произведения искусства?
Коллекционеров у нас в городе нет. Довольно много состоятельных и не очень, красноярцев  имеют набор из сорока-пятидесяти работ – три работы Поздеева, две – Юрия Деева, пять – Ряузова. Престижный набор местных брендов, прошедших испытание временем, получившие одобрение сообщества искусствоведов. Есть немало людей, которые имеют определенное количество картин, приобретенных, чтобы  украсить свой большой дом. Их много, но у них совершенно несформированные коллекции. Коллекционер, ночью его разбуди, расскажет все о своих сокровищах, о каждой картине. А иные обладатели стандартных живописных «коллекций» не сразу назовут автора работы.

Как происходит оценка стоимости картины? К кому стоит обратиться человеку, решившему приобрести первую настоящую картину в свою коллекцию?
На этом рынке – двое участников, один продает, другой покупает. Цена картины – в точке, где пересекаются цифры, за сколько один готов купить и за сколько второй готов продать. Можно купить картину Поздеева за сто пятьдесят тысяч, а можно за триста. Задача –найти сначала человека, который готов достать из кармана триста тысяч. Чуть легче определяться, когда работы раскручены, участвуют в аукционах. Произведение искусства, картина – это не товар. Товаром выступает имя художника, в создание которого вложены время и деньги. Пример немного из другого контекста. Не так давно
в интернете появилась показательная история. Английский скрипач мирового уровня, билеты на концерты которого невозможно купить, хотя они безумно дороги, осуществил эксперимент. Он спустился в метро и на своем немыслимо дорогом инструменте стал безупречно исполнять величайшие произведения. Никто не бросил ему в шапку ни копейки. А если бы рядом с ним висела его афиша?

Есть ли возможность приобрести работу легендарных художников прошлого или приобретение этих работ относится к области фантастики?
Люди не хотят покупать то, в чем они не разбираются. Страшно боятся обмана, надувательства. Сегодня на рынке можно найти все легендарные имена, работы всех красноярских брендовых имен. Самое востребованное направление – работы шестидесятников, они на слуху, прошли экспертную оценку и оценку временем. Хочется надеяться, что красноярская бизнес элита придет к пониманию современного искусства, и даже полюбит его.

материал предоставлен журналами «Catalog» и  «Стольник» http://24catalog.ru/article/v-kazhdom-prilichnom-dome/?type=64&razdel_name=10&sub_name=64